представление педагогического опыта


Публичное представление инновационного  педагогического опыта
Панчиной Любови Ивановны:
Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается с представителями нашего общества не только с общей подготовкой по русскому языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой. Грамотность – это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. В начальной школе закладываются основы грамотности и одной из важных задач обучения русскому языку является формирования орфографической зоркости.
1.     Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.
Данная тема волнует каждого учителя, и её актуальность не вызывает ни у кого сомнений. Учитель начальных классов закладывает основы орфографии, и чем прочнее заложены базовые знания в начальной школе, тем больше вероятности успешности обучения учащихся в старших классах.             Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Решение орфографической задачи  возможно при условии, если ученик видит объект применения правила-орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о конкретном написании.
Работая над проблемой повышения качества знаний по русскому языку, я изучала методическую, психолого–педагогическую литературу, исследования психологов и педагогов, пришла к выводу, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
-изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
-раскрыть сущность, содержание орфографического навыка;
-определить условия формирования орфографического навыка младшего школьника;
-раскрыть сущность орфографической зоркости как орфографического умения;
-установить зависимость между развитием орфографической зоркости и формированием орфографического навыка.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализуя одну из основных целей начального образования - овладение орфографическими нормами литературного языка, передо мной возник вопрос, каковы педагогические условия эффективного совершенствования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро в социальной жизни, так как грамотность является одной из составных частей общей языковой   культуры.  Но процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Создавая условия для самореализации и самосовершенствования учащихся, основываюсь на индивидуализации обучения, осуществляю принципы вариативности, креативности,  расширяя зону ближайшего развития каждого ребенка.   При выборе приёмов  реализации поставленной задачи опираюсь на следующие факторы формирования орфографической зоркости: зрительный, слуховой, рукодвигательный, проговаривание.         
      Работа по теме опыта показала, что выполнение системы упражнений, основанных на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической  зоркости, дала положительные результаты.

3.     Теоретическое обоснование опыта.
Многие ученые – педагоги занимались проблемой орфографической зоркости у детей. И все они пришли к выводу, что орфографическая зоркость во многом зависит от развития фонематического слуха.
Как показывают исследования А.Р.Лурия, Л.К. Назаровой и др. на начальных ступенях обучения письму наряду со слуховым и зрительным анализатором большое значение имеют имеют речевые кинестезии (проговаривание); они позволяют более тонко и точно воспринимать речь.
    В современной школе начинает распространяться методика П.С. Тоцкого - учителя с большим стажем педагогической работы. В основе его методики - орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребёнок должен повторить его несколько раз вслух так, как оно пишется.
Чем больше органов наших чувств, по К.Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.
Теоретическую основу опыта составляют  научные изыскания   профессора М. Р. Львова. Он выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
·        увидеть орфограмму в слове;
·        определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
·        определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
·        определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
·        решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
·        написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
     Решая проблему развития орфографической зоркости у младших школьников, изучила следующую литературу:
М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Просвещение. 1990.
 И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 2011 год №3.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2009
Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 2012 год №4.
Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2009 №5.
 Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2011 №3.
Бойнова  Н. И. Творческие игры на уроках русского языка. Начальная  школа  2010 г. № 10
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В., Яровая Л. Л. Учим  русский  с  увлечением – 2 .  М.: «РИКО», 2009 г.
Развитие  орфографической  зоркости  учащихся. Начальная  школа  
2012 г.  № 8
4.     Ведущая педагогическая идея.
формированию орфографической зоркости младших школьников заключается в том, чтобы приучить детей к поэтапному  решению орфографической задачи (профессор М.Р.Львов):
·        увидеть орфограмму в слове;
·        определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
·        определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
·        определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
·        решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
·        написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
При обучении младших школьников грамотному письму велико значение упражнений.
К упражнениям предъявляю следующие требования: самостоятельность, систематичность (связь предыдущего упражнения с последующим), логичность (взаимосвязь  главной и второстепенной мысли), устные предшествуют письменным.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:
списывание (домашнее, выборочное);
комментированное письмо;
письмо с проговаривание;  
письмо с пропуском орфограмм;
исправления учениками умышленного допущенных  ошибочных написаний;
письмо по памяти;
диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, зрительно-слуховые, словарный, с простукиванием, самодиктант);
орфографические пятиминутки.
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут  не только получены новые знания, но и будет развиваться  интеллект учащихся, их устная и письменная речь,  орфографическая зоркость.
Вот некоторые из них.
         1. Письмо с проговариванием.  Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом  дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.
2. Списывание. Этот вид упражнения предполагает большую      самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
3. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
         4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
        5. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала  диктую слова  так, как они  пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то произнёс неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
         6. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление,    речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
         7. Творческие работы. Много  положительных  эмоций  вызывают  у  ребят  задания  творческого  характера,  когда  им  нужно  конструировать  предложения,  самим  составить  текст  на  определённую  тему,  при  этом,  не  забывая  правил  орфографии.  Дети  учатся  оценивать  свою  работу,  работу  своих  товарищей,  учатся  элементам  контроля    и  самоконтроля.
           8. Зрительно - слуховой диктант.  Этот вид диктанта помогает      избежать орфографических ошибок. Дети находят в тексте слова, над которыми надо работать. Все слова разбираются. Текст закрывается и учащиеся записывают его под диктовку. Во  II  классе  в  I  полугодии  я  продолжаю  писать  диктанты,  используя  для  повторения  и  закрепления  изученного  только  наборы,  состоящие  из  предложений.  Для   II - III  классов  за  основу  беру  диктанты  И. Т. Федоренко,  значительно  их  расширив.
             9. Диктант с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
         10. Диктант «Проверь себя».  Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок  делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
         11. Самодиктанты  -  это вид  диктанта,  при  котором:
          - текст  перед  записью  зрительно  воспринимается  детьми,   их  внимание     фиксируется  на  изучаемой  орфограмме,  ученики  объясняют  условия  выбора   слов  с  данной  орфограммой,  по  окончании  подобной  работы  ученики  диктуют  себе  по  памяти  текст,  а  затем  сверяют  свою  запись  с  образцом.
         -  проводится   домашняя подготовка:  нахождение  и  выписывание  в  рабочую  тетрадь  из  изучаемого  на  уроках  чтения  художественного  произведения  3-5 слов  с  данной  орфограммой.  Эта  форма  работы  чрезвычайно  эффективна,  интересна  учащимся,  так как  они  становятся  «исследователями»  уже  знакомого  им  текста.  После  выписывания  искомых  слов  с  орфограммой  проводится  графическое  обозначение  условий  её  выбора,  подбор (при необходимости)   проверочных  слов  к  данным,  затем – самодиктовка  и   сравнение  своей  записи  с  исходной.
           12. Взаимодиктант может  проводиться  после  подготовки,  описанной  выше  для  самодиктанта: 
           -   в  парах  с  взаимопроверкой  при  использовании  образца;
            -   одним  из  учащихся,  который  диктует  классу  отобранные  им  дома  из  книги  для  чтения  слова;  после  записи  происходит  комментирование  записанного  несколькими учениками  (их  число  должно  соответствовать  количеству  записанных слов),  далее  работы  сдаются  на  проверку  учителю.
            Ценность  подобных  диктантов  состоит в  том,  что  поиск  слов  с  определённой  орфограммой  в  тексте  служит  одновременно  обогащению  словаря  младших  школьников,  зрительному  запоминанию  написания тех  или  иных  слов  и  развитию  навыка  самоконтроля.  Перечисленные  диктанты  направлены  на  осмысление  учениками  усваиваемых  орфограмм,  и  на развитие  навыка  автоматического  письма.    
             13. Конструирование  состоит  в  образовании  форм  слов, в составлении  словосочетаний  и  предложений  с  опорными  словами,  включающими  ту  или  иную  орфограмму,  а  также  в  подборе  слов  определённой  структуры  (с данным  корнем,  и т.д.),  попутно  оно  может  формировать  орфографические  умения,  если  задание  на  подбор  будет  связано  с  изучаемой  орфограммой.
             14. Свободный  диктант  как  вид  упражнения  выполняет  орфографические  задачи,  если  входящие  в  него  слова  имеют  ранее  изученные  орфограммы.  Ученикам  представляется  право  свободной  записи  диктуемого  текста  с  требованием  обязательного  употребления  слов  с  необходимыми  орфограммами.
             Свободный  диктант  представляет  большие  возможности  для  развития  речи  и  повышения  грамотности  учеников,  подготавливает  детей  к  ещё  более  самостоятельной  работе – изложению.
             15. Игры, развивающие орфографическую зоркость.
Например:  игра "Соответствия".
- Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками.
- Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки).
Игра "Кто больше?" Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.
Игра "Узнай меня".  Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.
Например: в глаголе 3 слога, 2-й ударный (Дан глагол: рисуем);
                    в глаголе 4 слога, 3-й ударный (Дан глагол: поливает)
    16. Орфографические сказки. Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки. Так при изучении правописания сочетаний ча – ща, чу – щу рассказываю сказку. 
   Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я. Грибы у меня самые лучшие, Я, Я, Я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышли буквы Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить только с А и У. Запомните, дети слоги ЧА – ЩА пишем с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.
   Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.

17. «Волшебный квадрат»  (5х5).  Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого  накладываете квадрат на пер­вое слово предложения. Постепенно, дви­гая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы», — объясняется ученикам.
      Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.
    Одно из главных направлений моей работы в решении проблемы развития орфографической зоркости - это дифференцированное обучение. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.   Широко использую в своей практике наглядный и дидактический материал. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям.
Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

  Важно научить детей правильно выполнять работу над ошибками.       Памятка для работы над ошибками.
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.Раздели слово на слоги. Обозначь гласный.
Делай так: у–чи–тель - 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси–на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова.
Например: дочка, речка, мощный, женщина.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением: а, о, е, и, я.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады – сад,                   волна – волны,              червивый - червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запищи два однокоренных слова.
Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы - мороз, ягода - ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки. Запомни!
Имена, отчества, фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! ...).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи.
Выпиши слова парами с вопросами.
                                             сущ.     глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. ( Повест., невосклиц., прост., распр. )
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Например: поездка.
Запиши 1-2 однокоренных слова.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звездочка, звездный.
Честь - честный.

          19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули, отнес, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму - пробел.
Делай так: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от_берега.
22. Разделительный твердый знак ъ,
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд объявление, объём.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Напиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например:          Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь тишь.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово на эту орфограмму.
Делай так: водовоз, самолет.
25. Не с глаголом (орфограмма – пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг.                    глаг.          глаг.
Например: не__пришел, не_выучил, не_знал.
26. Однородные члены предложения.Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. ( _      и     ).
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле - 1 с.),
на полянке (на земле) - 1 с.),
у речки (у земли - 1 с.).
28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему (м.р., ед.ч., Д.п.).
29. Предлог с местоимением (орфограмма - пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
 пр.      пр.         пр.
Например:          у_нас, ко_мне, с_тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на эту орфограмму.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед. ч.) .
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение.  Поставь глагол  в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед –ть.  Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет – писать, глаг., 1 спр. (-е, -ут, -ют).
Ставит – ставить, глаг., 2 спр. (-и, -ат, -ят)
32. Сложное предложение.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. (        ),(       )

5.     Результативность опыта.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть ещё не изученные орфограммы. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся. 
      Проведение контрольных срезов с учащимися показало, что уровень сформированности орфографической зоркости младших школьников повысился по сравнению с предыдущем периодом, возрос интерес к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.

По итогам административных контрольных работ 2015/2016 уч.гг. обучающиеся класса Панчиной Л.И. показали следующие результаты
Учебный год
Класс
Предмет
Процент успеваемости
Процент качества знаний
2015/2016
4 А
Русский язык
90%
66%

Мониторинг ГУО уровня и качества подготовки обучающихся по русскому языку, 2013/2014 учебный год
Дата проведения, класс
Уровень обученности, %
Качество знаний,%
22.01.2014г., 4Б
89%
73%


Всероссийские проверочные работы  по предмету:
русский язык, 2015/2016 учебный год

Дата проведения
Предмет
Уровень обученности, %
Качество знаний,%
Май 2016, 4 А
Русский язык
100%
83%


Главным результатом педагогической деятельности я считаю создание ситуации успеха - создание обстановки, располагающей ученика к деятельности ,направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Создание в классе спокойной обстановки, доброже­лательность и взаимопомощь, чувство коллектива — тоже одно из необходимых слагаемых успеха, создания деловой атмосферы на уроке. При этом дети раскован­ы, свободны, никакого страха в ожидании вызова, ра­ботают активно и с удовольствием. Урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные зада­чи, идти вперед по дороге познания.

6.     Возможность тиражирования.
1.      Представление научно-методических материалов в интернет - конкурсах.
2.      Научно-практические конференции.
3.      Размещение научно-методических материалов на  странице  интернет-портала

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, оформление портфолио учащихся, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.


Список литературы:
1.     Амазина Н.Н. Обучение орфографических навыков. М., «Просвещение», 1987.
2.     Бойнова  Н. И. Творческие игры на уроках русского языка. Начальная  школа  2010 г. № 10
3.     Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 2012 год №4.
4.     Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В., Яровая Л. Л. Учим  русский  с  увлечением – 2 .  М.: «РИКО», 2009 г.
5.      И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 2011 год №3.
6.     Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. М., 1988.
7.     Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2009
8.     М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Просвещение. 1990.
9.     Развитие  орфографической  зоркости  учащихся. Начальная  школа   2012 г.  № 8
10.                       Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991.
11.                       Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2009 №5.
12.                        Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2011 №3.



Комментариев нет:

Отправить комментарий