четверг




Положение
об общественно-полезном труде
 

1. Общие положения
 
                   1.1. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа.
         1.2. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы, а также нравственные качества.
          1.3. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения.
1.4. Важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.
 
2. Цели и задачи общественно-полезного труда
 
2.1. Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы Российской Федерации, является развитие у учащихся совокупности общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.
2.2. Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение следующих задач:
- сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности;
- обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду;
- воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психологические и физические качества личности.
2.3. Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты, умело планировать работу, правильно использовать различную техническую документацию, добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты.
         2.4. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения обучающихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
         2.5. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

3. Правовые основы детского труда школьника
 
         3.1. Детский труд в общеобразовательном учреждении может существовать в различных формах, начиная от регулярного дежурства по классу, включающего в себя работу по наведению порядка, и заканчивая летней трудовой практикой. 
3.2. Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются:
         - Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании";
         - Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, п.14 ст. 50;
- приказы Минобразования России: от 06.03.2001 г. №834 "Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации"; от 09.03.2004 №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
         - Устав школы;
- настоящее Положение.
3.3. В соответствии с «Законом об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, привлечение обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях без их согласия и согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено (п. 14 ст. 50).
         3.4. В процессе использования труда обучающихся общеобразовательное учреждение должно руководствоваться актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иные общеобязательные правила в сфере внутришкольного детского труда. К числу таких актов, в частности, относятся:
- постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. №163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет";
- постановление Минтруда России от 07.04.1999 г. №7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную".

4. Добровольность участия ребенка в трудовой деятельности
 
         4.1. Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является добровольность. Участие в труде школьников может быть только добровольным. При этом согласия одних лишь учащихся недостаточно: необходимо еще согласие их родителей (законных представителей).
         4.2. Право школы на привлечение ребенка к труду, не запрещенному ему по состоянию здоровья и возрасту, а также в определенных пределах можно закрепить в договоре между школой и родителями (законными представителями) обучающихся. Или же специально для организации детского труда школа может заключить с родителями (законными представителями) учащихся отдельные (специальные) договоры. Следует помнить, что в силу ст. 26 Гражданского кодекса РФ указанные договоры подписывают не только родители (законные представители), но и сами учащиеся, начиная с 14-летнего возраста. Это является письменным подтверждением их согласия на детский труд.
         4.3. В договоре должны быть четко определены порядок, условия и объем детского труда (например, дежурство по классу, включающее в себя: влажную уборку класса, поливку цветов, вынос мусора, летняя практика и т.д.).
         4.4. Вопрос о введении  летней трудовой практики должны решать педагогический совет общеобразовательного учреждения и Управляющий совет школы – коллегиальные органы управления, в которые входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).



5. Общественно-полезный труд в школе
 
5.1. Общественно-полезный труд предусматривает привлечение учащихся:
- 2-4 классов к самообслуживанию в классе (сухая уборка мусора, классной доски, полив цветов) и столовой (убирают за собой посуду ), уборка легкого мусора, опавших листьев деревьев осенью и весной на закрепленной территории, изготовление сувениров и другая посильная помощь;
- 5-11 классов к влажной уборке в классе, самообслуживанию в столовой, уборке закрепленных участков школы и территории вокруг школы;
- 7-11 классов к дежурству по школе, столовой;
- 5-10 классов к учебно-трудовой практике.
5.2. Организация общественно-полезного труда   школьников возлагается на заместителя директора по воспитательной работе (педагога-организатора), в классе – на классного руководителя.



Приложение 1


НОРМЫ
предельно допустимых нагрузок для лиц
моложе восемнадцати лет при подъеме и
перемещении тяжестей вручную

Характер работы, показатели тяжести труда
Предельно допустимая масса груза (в кг)
 
 
Юноши
Девушки
 
 
14 лет
15 лет
16 лет
17 лет
14 лет
15 лет
16 лет
17 лет
Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены
3
3
4
4
2
2
3
3
Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- постоянно (более 2 раз в час)
6
7
11
13
3
4
5
6
-  при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)
12
15
20
24
4
5
7
8
Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- подъем с рабочей поверхности
400
500
1000
1500
180
200
400
500
- подъем с пола
200
250
500
700
90
100
200
250
       
         Примечания:
1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.     
         2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
         3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:
- для юношей 14 лет – 12 кг, 15 лет – 15 кг, 16 лет – 20 кг, 17 лет – 24 кг;
- для девушек 14 лет – 4 кг, 15 лет – 5 кг, 16 лет – 7 кг, 17 лет – 8 кг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий