Положение
об общественно-полезном труде
1. Общие положения
1.1.
Труд является фундаментом воспитания у каждого народа.
1.2.
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека,
направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей,
развивающая его физические и духовные силы, а также нравственные качества.
1.3. Трудолюбие – моральное качество,
выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности
стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном
российском обществе реализуется в условиях экономического и политического
реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь
подрастающего поколения.
1.4. Важно развивать у молодых людей духовную
потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности,
долга, заинтересованности в их будущем.
2. Цели и задачи общественно-полезного труда
2.1. Целью нравственного воспитания к труду,
осуществляемого в рамках школы Российской Федерации, является развитие у
учащихся совокупности общеобразовательных, политехнических и общетехнических
знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а
также воспитания трудолюбия как нравственной черты.
2.2. Все компоненты трудовой подготовки
осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов
целостности, непрерывности и направлены на решение следующих задач:
- сформировать устойчивые ориентации на трудовой
образ жизни, трудовую культуру личности;
- обеспечить практическую и
нравственно-психологическую готовность к творческому труду;
- воспитать нравственное отношение учащихся к
трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психологические
и физические качества личности.
2.3. Трудовая культура требует выработки
следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты,
умело планировать работу, правильно использовать различную техническую
документацию, добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь
материалы и инструменты.
2.4. Трудовое
воспитание есть процесс вовлечения обучающихся в разнообразные педагогически
организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума
производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого
практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
2.5. Трудовое
воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального
образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт,
эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
3. Правовые основы детского труда школьника
3.1. Детский труд в общеобразовательном
учреждении может существовать в различных формах, начиная от регулярного
дежурства по классу, включающего в себя работу по наведению порядка, и
заканчивая летней трудовой практикой.
3.2. Нормативными актами, непосредственно
касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении,
являются:
- Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1
"Об образовании";
- Типовое положение об
общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от
19.03.2001 г. №196, п.14 ст. 50;
- приказы Минобразования России: от 06.03.2001
г. №834 "Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана
общеобразовательных учреждений Российской Федерации"; от 09.03.2004 №1312
"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования";
- Устав школы;
- настоящее Положение.
3.3. В соответствии с «Законом об образовании»,
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, привлечение обучающихся,
воспитанников в образовательных учреждениях без их согласия и согласия
родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному
образовательной программой, запрещено (п. 14 ст. 50).
3.4. В процессе использования труда
обучающихся общеобразовательное учреждение должно руководствоваться актами,
устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иные
общеобязательные правила в сфере внутришкольного детского труда. К числу таких
актов, в частности, относятся:
- постановление Правительства РФ от 25.02.2000
г. №163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и
опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда
лиц моложе восемнадцати лет";
- постановление Минтруда России от 07.04.1999 г.
№7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе
восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
4. Добровольность участия ребенка в трудовой
деятельности
4.1. Основополагающим принципом при
решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является добровольность.
Участие в труде школьников может быть только добровольным. При этом согласия
одних лишь учащихся недостаточно: необходимо еще согласие их родителей (законных
представителей).
4.2. Право школы на привлечение
ребенка к труду, не запрещенному ему по состоянию здоровья и возрасту, а также
в определенных пределах можно закрепить в договоре между школой и родителями
(законными представителями) обучающихся. Или же специально для организации
детского труда школа может заключить с родителями (законными представителями)
учащихся отдельные (специальные) договоры. Следует помнить, что в силу ст. 26
Гражданского кодекса РФ указанные договоры подписывают не только родители
(законные представители), но и сами учащиеся, начиная с 14-летнего возраста.
Это является письменным подтверждением их согласия на детский труд.
4.3. В договоре должны быть четко
определены порядок, условия и объем детского труда (например, дежурство по
классу, включающее в себя: влажную уборку класса, поливку цветов, вынос мусора,
летняя практика и т.д.).
4.4. Вопрос о введении летней
трудовой практики должны решать педагогический совет общеобразовательного
учреждения и Управляющий совет школы – коллегиальные органы управления, в
которые входят представители педагогического коллектива, учащихся и их
родителей (законных представителей).
5.1. Общественно-полезный труд предусматривает
привлечение учащихся:
- 2-4 классов к самообслуживанию в классе (сухая
уборка мусора, классной доски, полив цветов) и столовой (убирают за собой
посуду ), уборка легкого мусора, опавших листьев деревьев осенью и весной на
закрепленной территории, изготовление сувениров и другая посильная помощь;
- 5-11 классов к влажной уборке в классе,
самообслуживанию в столовой, уборке закрепленных участков школы и территории
вокруг школы;
- 7-11 классов к дежурству по школе, столовой;
- 5-10 классов к учебно-трудовой практике.
5.2. Организация общественно-полезного
труда школьников возлагается на заместителя директора по
воспитательной работе (педагога-организатора), в классе – на классного
руководителя.
Приложение 1
НОРМЫ
предельно допустимых нагрузок для лиц
моложе восемнадцати лет при подъеме и
перемещении тяжестей вручную
Характер
работы, показатели тяжести труда
|
Предельно
допустимая масса груза (в кг)
|
|||||||
|
Юноши
|
Девушки
|
||||||
|
14
лет
|
15
лет
|
16
лет
|
17
лет
|
14
лет
|
15
лет
|
16
лет
|
17
лет
|
Подъем и
перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены
|
3
|
3
|
4
|
4
|
2
|
2
|
3
|
3
|
Подъем и
перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
постоянно (более 2 раз в час)
|
6
|
7
|
11
|
13
|
3
|
4
|
5
|
6
|
-
при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)
|
12
|
15
|
20
|
24
|
4
|
5
|
7
|
8
|
Суммарная
масса груза, перемещаемого в течение смены:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- подъем
с рабочей поверхности
|
400
|
500
|
1000
|
1500
|
180
|
200
|
400
|
500
|
- подъем
с пола
|
200
|
250
|
500
|
700
|
90
|
100
|
200
|
250
|
Примечания:
1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах
указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой
постоянной профессиональной работой.
2. В массу поднимаемого и
перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
3. При перемещении грузов
на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:
- для юношей 14 лет – 12 кг, 15 лет – 15 кг, 16
лет – 20 кг, 17 лет – 24 кг;
- для девушек 14 лет – 4 кг, 15 лет – 5 кг, 16
лет – 7 кг, 17 лет – 8 кг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий