Наши дети разучились играть
На наших с вами глазах куда-то исчезли дворовые игры. Помните «прятки», «штандер», «классики», «в резинку». Я молчу про «в дочки-матери» и «во дома», «в больницу». Что случилось? И дело тут не только в особенностях восприятия пространства и особенностей работы мозга. Автор говорит о заорганизованности развития детей в детских дошкольных учреждениях.
Когда всё контролируется взрослыми и нет ни личного пространства, ни личного времени, ребёнок не может проявить себя, оставшись без привычной опеки даже на полчаса. С этим впоследствии напрямую связаны типичные состояния современных подростков, которые не знают, куда себя деть. Так считает доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова.
— У нас, как только говоришь о дошкольниках, сразу заходит речь об очередях в детские сады, но сейчас в Москве ситуация практически отрегулирована. Правда, о том, что проблема реально решена, можно говорить весьма условно, потому что ее решили за счет наполнения групп и так называемого «перепрофилирования» помещений. То есть вместо музыкальных и спортивных залов теперь размещаются группы, и в каждой из них вместо прежних 15–20 детей — по 25, а иногда и больше. Места нашлись, другой вопрос: как сегодня там живут наши дети?
Как психолог могу сказать, что главной деятельностью дошкольника должна быть игра. Она имеет фундаментальное значение для детского развития: и воображение, и произвольность, и навыки общения формируются и развиваются именно в игре. Мы недавно провели специальное обследование и пришли к выводу: в наших детских садах нет ни времени, ни пространства для игры. Все время и большая часть пространства в группе отведены для занятий. Но самое главное — дети не умеют играть.
— Как проходило обследование?
— Сотрудники Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек посетили 9 московских детских садов, где наблюдали, как играют дети в привычных для них условиях. Воспитателей просили оставить детей в покое на полчаса, чтобы они имели возможность делать то, что хотят. Найти даже полчаса для свободной игры оказывалось крайне затруднительным.
Я понимаю, это странно звучит: «дети не умеют играть». Но игра — вещь не простая. Она включает в себя сюжет, роль, игровое действие. Ребенку нужно представить себя в воображаемой ситуации, создать пространство игры, договориться о ролях, правилах и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками. Это очень сложная деятельность, включающая и интеллектуальные, и эмоциональные ресурсы ребенка. И эта свободная самостоятельная активность приносит детям огромное удовольствие.
Мы исследовали игру более 100 детей. Игра у наших дошкольников находится на самом примитивном уровне. Пяти-шестилетние дети играют так же, как трехлетние: возят машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их. Можно было еще наблюдать возню, беготню, гримасничанье. Повторюсь, так могут играть малыши двух-трех лет. Развернутой игровой деятельности у старших дошкольников в детских садах нет.
— Почему?
— Многие родители и воспитатели считают, что современные дети не должны играть так, как играли они сами. Потому что сейчас так много развлечений, компьютерных технологий, но главное — ребенок должен быть развит и готов к школе. Глубокое заблуждение: никакие компьютерные технологии не заменят ребенку его собственной активности. Прелесть игры в том, что дети сами творят окружающий мир.
— В виртуальной игре они тоже активны.
— Но это другая активность: в заданных, запрограммированных обстоятельствах. В реальной игре дети сами создают свой мир и проигрывают то, что эмоционально переживают именно в данный момент, развивают важнейшие личностные качества и способности. Лишая детей настоящей игры, мы лишаем их самого главного источника жизненно важных сил и возможности выражать себя.
Очень трудно объяснить взрослым, что при жесткой регламентации детской жизни нарушается неотъемлемое право детей на игру (статья № 31 Декларации прав ребенка). Не понимают: кто мешает, как нарушается? Вот вроде бы игрушек полно! Но для настоящей игры ребенку нужно оставлять пространство и время — это именно то, что в наших детских садах отсутствует. Сама система образования устроена так, что дети «перестимулированны» и заорганизованны — они постоянно находятся под контролем. Воспитатель должен строго выполнять программу и составлять план, в котором расписана каждая минута. Детей переводят с одного занятия на другое, у них не остается свободного времени, когда они могли бы что-то сделать сами. Складывается впечатление, что взрослые боятся детской самостоятельности. В результате для свободной игры у детей не остается ни сил, ни времени. Они лишены инициативы, возможности выбора, собственной активности, что, конечно же, тормозит их развитие.
— Но дошкольники все-таки нуждаются в повышенном внимании взрослых.
— Внимание и забота не должны превращаться в тотальный контроль. Мы изучали опыт дошкольного воспитания в других странах (в Швеции, Германии, Англии и Норвегии). Там в детских садах время свободной игры составляет от 3 до 5 часов в день. При этом европейские дошкольники имеют право сами выбирать себе партнеров, место и время для игры. А воспитатели не обязаны планировать каждый час своего времени и постоянно отчитываться перед начальством. Они знают, когда нужно поддержать игру, а когда отстраниться. В этом и заключается искусство дошкольной педагогики, когда педагог работает для детей, а не для реализации программы. У нас же в большинстве садов дети живут под руководством взрослых, которые выполняют принятые начальством планы.
— В игре по сценарию взрослых кто-то из детей может проявлять активность, а кто-то нет?
— А где проявлять активность? Если игра строится по сценарию, как пьеса, назначаются роли: ты будешь говорить то-то, а ты — это, это не игра, а участие в постановке. В Москве ежегодно проводится неделя игры и игрушки. Я видела, как игра организуется на сцене, а в зале комиссия сидит и наблюдает! Такое представление демонстрирует полное непонимание сути игры. Ее нельзя превращать в спектакль и нельзя ею жестко руководить.
Дети, привыкшие к тотальному контролю со стороны взрослых, не знают, чем себя занять. Мы наблюдали, как в конце дня, в ожидании родителей, дети, предоставленные сами себе, дергали воспитателей за рукава: «А что теперь делать?» И только в одном детском саду увидели нормальную игру.
— Это с чем было связано? Дети другие? Или игрушки?
— Нет, любой ребенок включается в игру, если у него для этого есть условия. Вот в этом детском саду как раз были созданы пространство и условия для игры: была воспитательница, которая внимательно наблюдала за игрой, помогая выбрать подходящий материал, была пещерка, в которой можно было прятаться и устраивать себе жилище. Для игры именно это как раз и нужно: палатки, мостики, домики... Для этого не обязательно специальное оборудование. Можно просто перевернуть стул и превратить его в машину, а под столом сделать домик, накрыв его обычной тряпкой. Это даст возможность переходить из одного состояния в другое, менять роли и разворачивать сюжеты. Но в большинстве наших детских садов этого делать нельзя из соображений безопасности. У нас тотальное недоверие к детям — воспитатель не имеет права оставить ребенка без присмотра ни на минуту. Такое охранение вовсе не защищает, потому что при этом не воспитывается в ребенке ответственность за свое здоровье. И если забота о физическом здоровье детей у нас доходит до абсурда, то забота о развитии личности, как мне представляется, вообще отсутствует.
Еще одна проблема в том, что у нас нет специалистов, которые бы разрабатывали детскую игровую среду. Детские площадки, детские игровые комнаты создают дизайнеры и инженеры, которые, к сожалению, крайне далеки от понимания детской психологии, особенностей восприятия пространства ребенком. В поездках по Европе мы видели огромное количество замечательных детских игровых площадок и музеев, в которых можно не просто что-то смотреть, но играть, действовать, создавать. Недавно музей такого типа «Экспериментариум» открылся в Москве, но он рассчитан в основном на школьников — здесь всегда аншлаг. Таких музеев для детей разного возраста должно быть много.
Важно понимать, что, создавая условия для игры, взрослые заботятся не только о досуге детей, но и об их физическом, психическом и личностном развитии, а значит, об их будущем. Не играющие дети растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило, не разборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. И многие подростковые проблемы — из детства, лишенного игры. Это полное отчаяние от того, что некуда себя деть, ощущение внутренней пустоты, которую нечем заполнить...
Комментариев нет:
Отправить комментарий